КОНВЕНЦИЯ О ПРАВАХ РЕБЕНКА

Принята Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 года. Вступила в силу 2 сентября 1990 г. Ратифицирована Верховным Советом СССР 13 июня 1990 года. Вступила в силу для Российской Федерации 15 сентября 1990 года.

(в извлечениях)

Государства-участники настоящей Конвенции <...> согласились о нижеследующем:

Статья 1. Для целей настоящей Конвенции ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста, если по закону, применимому к данному ребенку, он не достигает совершеннолетия ранее.

Статья 2, п.1. Государства-участники уважают и обеспечивают все права, предусмотренные настоящей Конвенцией, за каждым ребенком, находящимся в пределах их юрисдикции, без какой-либо дискриминации, независимо от <...> религии <...>

Статья 2, п.2. Государства-участники принимают все необходимые меры для обеспечения защиты ребенка от всех форм дискриминации или наказания на основе статуса, деятельности, выражаемых взглядов или иных убеждений ребенка, родителей ребенка, законных опекунов или иных членов семьи.

Статья 3, п. 1. Во всех действиях в отношении детей, независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка.

Статья 3, п.3. Государства-участники обеспечивают, чтобы учреждения, службы и органы, ответственные за заботу о детях или их защиту, отвечали нормам, установленным компетентными органами, в частности, в области безопасности и здравоохранения и сточки зрения численности и пригодности их персонала, а также компетентного надзора.

Статья 5. Государства-участники уважают ответственность, права и обязанности родителей и в соответствующих случаях членов расширенной семьи или общины, как это предусмотрено местным обычаем, опекунов или других лиц, несущих по закону ответственность за ребенка, должным образом управлять и руководить ребенком в осуществлении им признанных настоящей Конвенцией прав и делать это в соответствии с развивающимися способностями ребенка.

Статья 6, п.1. Государства-участники признают, что каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь.

Статья 6, п.2. Государства-участники обеспечивают в максимально возможной степени выживание и здоровое развитие ребенка.

Статья 7, п.1. Ребенок регистрируется сразу же после рождения и с момента рождения имеет право на имя и на приобретение гражданства, а также, насколько это возможно, право знать своих родителей и право на их заботу.

Статья 9, п.1. Государства-участники обеспечивают, чтобы ребенок не разлучался со своими родителями вопреки их желанию, за исключением случаев, когда компетентные органы <...> определяют, что такое разлучение необходимо в наилучших интересах ребенка. <...>

Cтатья 9, п.3. Государства-участники уважают право ребенка, который разлучается с одним или обоими родителями, поддерживать на регулярной основе личные отношения и прямые контакты с обоими родителями, за исключением случая, когда это противоречит наилучшим интересам ребенка.<...>

Статья 10, п.1. Заявления ребенка и его родителей на въезд в государство-участник или выезд из него с целью воссоединения семьи должны рассматриваться государствами-участниками позитивным, гуманным и оперативным образом. Государства-участники далее обеспечивают, чтобы представление такой просьбы не приводило к неблагоприятным последствиям для заявителей и членов их семьи.

Статья 11, п.1. Государства-участники принимают меры для борьбы с незаконным перемещением и невозвращением детей из-за границы.<...>

Статья 12, п.1. Государства-участники обеспечивают ребенку, способному сформулировать свои собственные взгляды, право свободно выражать эти взгляды по всем вопросам, затрагивающим ребенка <...>

Статья 12, п.2. С этой целью ребенку, в частности, предоставляется возможность быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства, затрагивающего ребенка, либо непосредственно, либо через представителя или соответствующий орган <...>

Статья 13, п.1. Ребенок имеет право свободно выражать свое мнение; это право включает свободу искать, получать и передавать информацию и идеи любого рода, независимо от границ, в устной, письменной или печатной форме, в форме произведений искусства или с помощью других средств по выбору ребенка.

Статья 13, п.2. Осуществление этого права может подвергаться некоторым ограничениям, которые предусмотрены законом и которые необходимы:

а)для уважения прав и репутации других лиц, или

b)для охраны государственной безопасности или общественного порядка, или здоровья, или нравственности населения.

Статья 14, п.1. Государства-участники уважают право ребенка на свободу мысли, совести и религии.

Статья 14, п.3. Свобода исповедовать свою религию или веру может подвергаться только таким ограничениям, которые установлены законом и необходимы для охраны государственной безопасности, общественного порядка, нравственности и здоровья населения или защиты основных прав и свобод других лиц.

Статья 15, п.1. Государства-участники признают право ребенка на свободу ассоциации и свободу мирных собраний.

Статья 15, п.2. В отношении осуществления данного права не могут применяться какие-либо ограничения, кроме тех, которые применяются в соответствии с законом и которые необходимы в демократическом обществе в интересах государственной безопасности или общественной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья или нравственности населения или защиты прав и свобод других лиц.

Статья 16, п.1. Ни один ребенок не может быть объектом произвольного или незаконного вмешательства в осуществление его права на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища или тайну корреспонденции, или незаконного посягательства на его честь и репутацию.

Статья 16, п.2. Ребенок имеет право на защиту закона от такого вмешательства или посягательства.

Статья 17. Государства-участники признают важную роль средств массовой информации и обеспечивают, чтобы, ребенок имел доступ к информации и материалам, <...> которые направлены на содействие социальному, духовному и моральному благополучию, а также здоровому физическому и психическому развитию ребенка. С этой целью государства-участники: <...>

e)поощряют разработку надлежащих принципов защиты ребенка от информации и материалов, наносящих вред его благополучию <...>

Статья 18, п.1. Государства-участники предпринимают все возможные усилия к тому, чтобы обеспечить принципы общей и одинаковой ответственности обоих родителей за воспитание и развитие ребенка. Родители или в соответствующих случаях законные опекуны несут основную ответственность за воспитание и развитие ребенка. <...>

Статья 19, п.1. Государства-участники принимают все необходимые законодательные, административные, социальные и просветительные меры с целью защиты ребенка от всех форм физического или психологического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного обращения, грубого обращения или эксплуатации, включая сексуальное злоупотребление, со стороны родителей, законных опекунов или любого другого лица, заботящегося о ребенке.

Статья 19, п.2. Такие меры защиты, в случае необходимости, включают эффективные процедуры <...> для осуществления других форм предупреждения и выявления, сообщения, передачи на рассмотрение, расследования, лечения и последующих мер в связи со случаями жестокого обращения с ребенком, указанными выше, а также, в случае необходимости, для возбуждения судебной процедуры.

Статья 20, п.1. Ребенок, который временно или постоянно лишен своего семейного окружения или который в его собственных наилучших интересах не может оставаться в таком окружении, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством <...>

Статья 20, п.3. Такой уход может включать, в частности, передачу на воспитание, усыновление или, в случае необходимости, помещение в соответствующие учреждения по уходу за детьми. При рассмотрении вариантов замены необходимо должным образом учитывать желательность преемственности воспитания ребенка и его этническое происхождение, религиозную и культурную принадлежность и родной язык.

Статья 21 Государства-участники, которые признают и/или разрешают существование системы усыновления, обеспечивают, чтобы наилучшие интересы ребенка учитывались в первостепенном порядке, и они:

а) обеспечивают, чтобы усыновление ребенка разрешалось только компетентными властями <...>

b) признают, что усыновление в другой стране может рассматриваться в качестве альтернативного способа ухода за ребенком <...>

Статья 23, п.1. Государства-участники признают, что неполноценный в умственном или физическом отношении ребенок должен вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство, способствуют его уверенности в себе и облегчают его активное участие в жизни общества <...>

Статья 24, п.1. Государства-участники признают право ребенка на пользование наиболее совершенными услугами системы здравоохранения и средствами лечения болезней и восстановления здоровья. Государства-участники стремятся обеспечить, чтобы ни один ребенок не был лишен своего права на доступ к подобным услугам системы здравоохранения.<...>

Статья 24, п.3. Государства-участники принимают любые эффективные и необходимые меры с целью упразднения традиционной практики, отрицательно влияющей на здоровье детей.<...>

Статья 26, п.1. Государства-участники признают за каждым ребенком право пользоваться благами социального обеспечения <...>

Статья 27, п.1. Государства-участники признают право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития ребенка.

Статья 27. п.2. Родитель(и) или другие лица, воспитывающие ребенка, несут основную ответственность за обеспечение в пределах своих способностей и финансовых возможностей условий жизни, необходимых для развития ребенка.<...>

Статья 28, п. 1. Государства-участники признают право ребенка на образование, и с целью постепенного достижения осуществления этого права:

а) вводят бесплатное и обязательное начальное образование;

b) поощряют развитие различных форм среднего образования, обеспечивают его доступность для всех детей <...>

е)принимают меры по содействию регулярному посещению школ и снижению числа учащихся, покинувших школу.

Статья 28, п.2. Государства-участники принимают все необходимые меры для обеспечения того, чтобы школьная дисциплина поддерживалась с помощью методов, отражающих уважение человеческого достоинства ребенка <...>

Статья 29, п. 1. Государства-участники соглашаются в том, что образование ребенка должно быть направлено на:

а)развитие личности, талантов и умственных и физических способностей ребенка в их самом полном объеме;

b)воспитание уважения к правам человека и основным свободам <...>

с)воспитание уважения к родителям ребенка, его культурной самобытности, языку и ценностям, к национальным ценностям страны, в которой ребенок проживает, страны его происхождения и к цивилизациям, отличным от его собственной;

d)подготовку ребенка к сознательной жизни в свободном обществе в духе понимания, мира, терпимости, равноправия мужчин и женщин и дружбы между всеми народами, этническими, национальными и религиозными группами, а также лицами из числа коренного населения;

e)воспитание уважения к окружающей природе.<...>

Статья 30. В тех государствах, где существуют этнические, религиозные или языковые меньшинства или лица из числа коренного населения, ребенку, принадлежащему к таким меньшинствам или коренному населению, не может быть отказано в праве совместно с другими членами своей группы пользоваться своей культурой, исповедовать свою религию и исполнять ее обряды, а также пользоваться родным языком.

Статья 31, п.1. Государства-участники признают право ребенка на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту, и свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством.

Статья 31, п.2. Государства-участники уважают и поощряют право ребенка на всестороннее участие в культурной и творческой жизни и содействуют предоставлению соответствующих и равных возможностей для культурной и творческой деятельности, досуга и отдыха.

Статья 32, п.1. Государства-участники признают право ребенка на защиту от экономической эксплуатации и от выполнения любой работы, которая может представлять опасность для его здоровья или служить препятствием в получении им образования, либо наносить ущерб его здоровью и физическому, умственному, духовному, моральному и социальному развитию <...>

Статья 33. Государства-участники принимают все необходимые меры <...> с тем чтобы защитить детей от незаконного употребления наркотических средств и психотропных веществ <...> и не допустить использования детей в противозаконном производстве таких веществ и торговле ими.

Статья 34. Государства-участники обязуются защищать ребенка от всех форм сексуальной эксплуатации и сексуального совращения. В этих целях государства-участники принимают необходимые меры для предотвращения:

а)склонения или принуждения ребенка к любой незаконной сексуальной деятельности;

b)использования в целях эксплуатации детей в проституции или в другой незаконной сексуальной практике;

с)использования в целях эксплуатации детей в порнографии и порнографических материалах.

Статья 35. Государства-участники принимают все необходимые меры для предотвращения похищения детей, торговли детьми или их контрабанды в любых целях и любой форме.

Статья 36. Государства-участники защищают ребенка от всех других форм эксплуатации, наносящих ущерб любому аспекту благосостояния ребенка.

Статья 37. Государства-участники обеспечивают, чтобы:

а)ни один ребенок не был подвергнут пыткам или другим жестоким, бесчеловечным или унижающим достоинство видам обращения или наказания.

b)ни один ребенок не был лишен свободы незаконным или произвольным образом <...>

Статья 39. Государства-участники принимают все необходимые меры для того, чтобы содействовать физическому и психологическому восстановлению и социальной реинтеграции ребенка, являющегося жертвой: любых видов пренебрежения, эксплуатации или злоупотребления, пыток или любых других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания <...>

Статья 43, п.1. В целях рассмотрения прогресса, достигнутого государствами-участниками в выполнении обязательств, принятых в соответствии с настоящей Конвенцией, учреждается Комитет по правам ребенка <...>

Статья 48 Настоящая Конвенция открыта для присоединения к ней любого государства <...>

(конец документа)

Дополнение 1.

Реализация настоящей Конвенции в РФ

Комитет по правам ребенка на своих 62, 63 и 64 заседаниях, состоявшихся 21 и 22 января 1993 года, рассмотрел представленный в соответствии со статьей 44 Первоначальный доклад Российской Федерации о выполнении Конвенции о правах ребенка и принял соответствующие замечания.

Правительство РФ приняло Постановление №848 от 23 августа 1993 года "О реализации Конвенции ООН о правах ребенка и Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей".

Правительство РФ Постановлением № 1977 от 23 октября 1993 года утвердило Положение "О Комиссии по координации работ, связанных с выполнением Конвенции ООН о правах ребенка и Всемирной декларации по обеспечению выживания, защиты и развития детей в Российской Федерации.

Президент РФ Указом N 1696 от 18 августа 1994 года утвердил Президентскую программу "Дети России".

Президент РФ подписал Указ N 942 от 14 сентября 1995 года "Об утверждении Основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации до 2000 года (Национального плана действий в интересах детей)".

---------------------------------------------------------

Архив центра "Гражданская безопасность"

Сайт создан в системе uCoz