ФИЛЬМ "ИИСУС":

ПОСЛЕ ПРОСМОТРА - ВЕРБОВКА

 

Независимое расследование

 

За последние годы в регионах России все чаще устраиваются показы американского фильма "Иисус". Различные организации проводят их под предлогом приобщения населения к христианским ценностям. Однако демонстрацией фильма дело, как правило, не ограничивается. Показ художественной ленты является лишь предлогом для дальнейшей вербовки граждан в различные культы. Ниже приведена краткая информация о том, как фильм используется в своих интересах всякого рода "церквями".

 

ЗАКАЗЧИК И ИЗГОТОВИТЕЛЬ

Официальным заказчиком фильма "Иисус" является международная организация "Campus Crusade for Christ" ("Лагерь крестовых походов для Христа"). Она была создана в 1951 году на базе студенческого городка Лос-Анджелесского университета бакалавром искусств, владельцем кондитерской фирмы "Bright's California Confections" Уильямом Р. Брайтом1. Последний тесно сотрудничал с популярным проповедником Билли Грэхемом и принадлежит, по мнению религиоведов, к "ультраправому крылу американского протестантизма фундаменталистской ориентации"2. Главной задачей "Campus Crusade for Christ" провозглашается евангелизация - миссионерская работа по распространению религиозных взглядов с целью дальнейшего вовлечения людей в те или иные "церкви". Штаб-квартира структуры расположена в приобретенном за 2 миллиона долларов бывшем отеле "Эроухед Спрингс" города Орландо, штат Флорида.

К началу семидесятых внимание "Campus Crusade for Christ" переместилось с молодежи на население вообще. Как раз в это время американские фундаменталисты стали всерьез задумываться об использовании средств кинематографа в пропаганде своих идей. В 1970 году появилась книга "Церковь и кино" пастора объединенной методистской церкви, члена комитета по кинообразованию Комиссии по кино, радио и телевидению Национального Совета церквей США Джеймса Уолла, призывающая активно использовать эту форму агитации3. Такая позиция полностью отвечала стремлению киноиндустрии разнообразить ассортимент "картинами на библейские и мифологические сюжеты"4. При этом власти активно поддерживали создание религиозных фильмов, чтобы подавить социальное бунтарство, завладевшие массами в шестидесятых годах и вернуть их к "вечным ценностям", на которых, якобы, базируется западный мир5.

Решение об экранизации фильма "Иисус" было принято руководством "Campus Crusade for Christ" предположительно в 1970 году. Режиссером картины стал Джон Хейман, известный в молодости как продюсер шоу "Удвой твой капитал", "Возможность достучаться", "Тяжелая корона" и "Атлантическая лодка обозрения", а затем основавший свою киностудию, выпустившую более 30 художественных лент. Исполнительным директором по реализации проекта "Фильм "Иисус" был утвержден штатный работник "Campus Crusade for Christ" Пол Эшлиман, позже рассказавший историю появления киноленты в книге "Я просто видел Иисуса".

Непосредственным созданием фильма занималась корпорация "Inspirational Films, Inc". На подготовку к съемкам "Иисуса" ушло около 9 лет, сценарий достигал 132 страницы, общий бюджет фильма составил 6 миллионов долларов США. Презентацию кинокартины провела в 1979 году для зрителей 250 американских кинотеатров известная компания "Worner Brothers"6. Единственным владельцем фильма "Иисус" является корпорация "Inspirational Films, Inc".7

 

ХАРАКТЕРИСТИКА ФИЛЬМА

Само произведение является документально точной экранизацией Евангелия от Луки. Для этого в ленте было задействовано 45 главных героев, а общее количество персонажей доходило до 5000 человек. Главную роль сыграл Брайан Дикон - выпускник Лондонской школы "Уэббер Дуглас академи оф драматик артс", член королевского общества "Нью Шекспир Компани". Остальной состав актеров был представлен жителями Израиля и Палестины.

Пропагандисты уверяют, что фильм является "величайшим за всю историю кино" и апеллируют к внушительной статистике показов. Однако реально кинокартина не выделяется на фоне других "новозаветных" лент, которых в мире известно более сорока. Поражают разве что масштабные съемки в местах, где некогда жил Христос. Однако советская искусствоведческая литература прежних лет, которая последовательно критиковала все сколько-нибудь заметные религиозные фильмы западного производства, вообще не упоминает про картину "Иисус". Таким образом можно предположить, что популярность фильма искусственно раздута и поддерживается исключительно за счет широких PR-кампаний.

Демонстрация классической версии "Иисуса" на киноленте, видекассетах и лазерных носителях занимает ровно 2 часа. Кроме "базового" варианта существуют другие, ориентированные на разные социальные слои, языковые, возрастные и профессиональные группы. Например, путем переработки первоначального сценария создан фильм "История Иисуса Христа для детей". Также имеются различные радио- и аудиоверсии произведения длительностью от 90 до 150 минут.

 

ЦЕЛИ, ФОРМЫ И МЕТОДЫ РЕАЛИЗАЦИИ

Главной целью демонстрации фильма является пробуждение интереса зрителей к религии с их последующим вовлечением в организации, проводящие показ. "Мне кажется, что фильм "Иисус", выпущенный организацией "Кампус Крусейд фор Крайст", - это самое сильное евангелизационное оружие, функционирующее сегодня в мире. Нет сомнений в том, что через фильм "Иисус" ко Христу приходит намного больше людей, чем через любое другое евангелизационное мероприятие. " - писал в своей книге "Воинственная молитва" известный американский проповедник Питер Вагнер8.

Главным реализатором кинокартины остается "Campus Crusade for Christ". Во многом именно это обстоятельство определило быстрое развитие организации, рост популярности ее лидера. К моменту создания фильма Билл Брайт вошел в "первую десятку" наиболее влиятельных американских религиозных деятелей (1978), а затем был признан как лучший международный церковнослужитель года (1982), стал председателем Национального комитета по празднованию в США провозглашенного Р.Рейганом "Года Библии" (1983), по решению Ассоциации "Evangelical Publishers Association" получил статус выдающегося христианского публициста (1988) и оказался обладателем так называемого "Темплтонского приза" размером около 1 миллиона долларов в номинации "За религиозный прогресс" (1996). Понятно, что вместе с известностью Брайта росло влияние самого "Campus Crusade for Christ". К концу двадцатого века бюджет организации составлял около 270 миллионов долларов9 , а сама миссия, по данным на начало 2002 года, представляла собой разветвленную структуру с председателем, президентом, тремя вице-президентами, семью десятками подразделений по реализации различных программ, 25000 штатных сотрудников и около 553 000 специально обученных добровольцев в 196 странах мира. Следует отметить, что с 1987 года, когда стартовал проект "Новая жизнь" по обращению к третьему тысячелетию в христианство 1 миллиарда жителей планеты, большая часть подразделений "Campus Crusade for Christ" в разных странах также стала действовать под вывеской "New Life" ("Новая жизнь"). При этом главной задачей миссии и всех ее филиалов остается организация показов фильма "Иисус" и сопровождающих его пропагандистских кампаний.

При распространении фильма действует примерно следующая технология. Руководящим центром является подразделение "Campus Crusade for Christ" - так называемый "Проект фильма "Иисус", расположенный в американском городе Сен-Клементе, штат Калифорния. Он осуществляет поставки копий произведения, его видео- и аудиоверсий в филиалы на территории различных стран. Те предлагают ленту к просмотру в городах. Непосредственная организация акций ложится в этом случае на местные "церкви", которые используют демонстрацию фильма как удобный предлог для вербовки новых верующих.

 

АУДИТОРИЯ

Согласно официальной статистике, представленной "Jesus Film Project", с 1979 по 2001 год фильм "Иисус" в разных версиях, включая "Историю Иисуса Христа для детей", был переведен на 712 языков, показан в 236 странах мира, в том числе по телевидению - в 174 странах. За этот период его просмотрели 4 286 734 449 человек. При этом 148 616 752 из них, как специально отмечено, "помолились после фильма молитвой покаяния", то есть стали верующими - потенциальными прихожанами различных "церквей".

За этот же период было распространено 14729 комплектов пленок фильма, 32 437 310 видеокассет, 54 640 DVD-дисков, 1 247 666 VCD-дисков. Радиоверсию, переведенную на 212 языков мира, прослушали 287 199 733 человек, а версию на аудиокассетах - 89 297 860 человек.

Количество видеокассет "История Иисуса Христа для детей" в обращении составило 618 103 экземпляров, аудиокассет "История Иисуса Христа" - 8 712 078 экземпляров. Итого суммарное количество просмотров и прослушиваний, включая повторные, составило 4 663 232 042.

Для организации показа фильма в 108 странах было создано 2 842 группы содействия, объединяющих 6 311 человек, работающих на средства спонсора - служения "Проект "Фильм "Иисус" миссии "Campus Crusade for Christ". Всего за это время фильм использовали в агитационно-пропагандистской работе 1524 религиозных объединения.10

Широко демонстрировалась лента и в России, где была переведена на 68 национальных языков. Согласно исследованию компании "Ultex Market Research", в 1999 году фильм посмотрели 14 процентов наших соотечественников, из них 66 процентов - по телевидению, 11 - на видео и столько же - в кинотеатрах, по 3 процента - в больницах, по 2 процента - в домах отдыха и клубах, 1 процент - в школах.

Только за 2001 год в России было проведено 2550 показов, на которых присутствовали 864 403 человека. Параллельно в том же году проводились так называемые "общегородские праздники", где демонстрация фильма была лишь "ядром" обширных религиозно-пропагандистских мероприятий. Всего в прошлом году было организовано 28 таких праздников с демонстрацией ленты в 194 точках, - причем общее число показов составляло 1296, а аудитория насчитывала 197 585 человек.

Эти данные, конечно, впечатляют - однако вряд ли являются объективными даже с точки зрения самих сторонников подобных методов. Академический декан Донецкого христианского университета Реймонд Пригодич пишет: "Одна известная западная миссионерская организация, занимающаяся показом фильма "Иисус", в своих отчетах сообщает, что в результате к Богу обратились десятки миллионов людей. Несколько дней назад я знакомился с отчетами другой миссионерской организации о проведенных евангелизационных мероприятиях в Москве. В этом городе живет приблизительно 10 миллионов людей. Согласно данным отчетов, в Москве покаялись 2,3 млн. человек. Если верить этому, то четверть проживающих в Москве уже являются протестантами. Если же суммировать данные отчетов всех миссионерских организаций, работавших в странах бывшего Советского Союза на протяжении последнего времени, то христиан окажется больше численности всего населения СНГ. Очевидно, в этих отчетах произошла какая-то ошибка. Основываясь на статистических данных, человек может доказать все, что угодно, но статистика редко в точности соответствует реальности."11 Тем не менее надо признать, что масштаб распространения фильма "Иисус" все равно остается весьма значительным, а в странах и регионах, где проводились его показы, существенно меняются конфессиональные пропорции и религиозные предпочтения жителей.

 

МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ В РОССИИ

В России распространением фильма "Иисус" и организацией связанных с ним кампаний занимается христианская миссия "Новая жизнь", зарегистрированная в 1992 году и расположенная по адресу: 117420, Москва, ул. Наметкина, корп.5, тел. (095) 719-77-79, факс 719-77-89. Она определяет свой статус как "межденоминационное служение"12, активно поддерживает программы "Campus Crusade for Christ", владеет московским детским библейским клубом "Новое поколение", имеет собственный колледж "Новая жизнь" и студенческое служение с филиалами в 15 городах России13, а также издательский центр "Новая жизнь", зарегистрированный в качестве автономной некоммерческой организации и обладающий лицензией правительства Москвы на оптовую реализацию аудиовизуальных произведений на любых видах носителей за №000615.

В соответствии с соглашением от 15 мая 2001 года корпорация "Inspirational Films, Inc" передала на 10 лет миссии "Новая жизнь" права показывать, использовать в кинопрокате, предлагать на кинорынке, копировать, передавать, демонстрировать и иным способом обращаться с кинокартиной "Иисус", равно как использовать в рекламных целях киноафиши с кадрами из фильма, а также показывать клипы на основе данной или других предлагаемых версий фильма на всей территории бывшего СССР. Миссия, в свою очередь, оформила в Госкомитете РФ по кинемотографии на фильм "Иисус" прокатное удостоверение № 12107698, действующее до 24 марта 2005 года.

Для распространения произведения и организации связанных с ним кампаний при "Новой жизни" создано специальное служение. Оно расположено по адресу: 117279 Россия, Москва, а/я 49, Телефон: (095) 719-7779 , Факс: 719-7789 . Директором служения является Сергей Алексеенко, секретарем - Марина Коломийцева. Кроме них, в штат входят: представитель "Нью Лайф Истерн Юэроп" Деннис Стреллман, представитель по распространению в России учебных программ Петр Киянченко, продюсер медиа-проектов - организатор телевизионных и радиотрансляций Сергей Давыдов, ответственный за продажу литературы, видео- и аудиоматериалов Сергей Цыганков, менеджер по материалам и оборудованию Олег Бакшинский, веб-мастер Николай Петров.

За непосредственные контакты с территориями отвечают межрегиональный координатор по Центральному, Северо-западному, Северо-Кавказскому и Уральскому административному округам Иван Немеш, старший координатор по северу Центрального федерального округа (г.Москва, Московская, Владимирская, Ивановская, Костромская, Тверская, Ярославская области) Сергей Шашин, старший координатор по югу Центрального федерального округа (Белгородская, Брянская, Воронежская, Калужская, Курская, Липецкая, Орловская, Рязанская, Смоленская, Тамбовская, Тульская области) Вениамин Андриевский, старший координатор по Северо-западному федеральному округу Владислав Касьянов, старший координатор по Северо-Кавказскому федеральному округу Николай Михайличенко, старший координатор по Приволжскому федеральному округу Геннадий Кузнецов, старший координатор по Уральскому федеральному округу Лаптов Виктор, старший координатор по Сибирскому федеральному округу Иван Крапивин, старший координатор по Дальневосточному федеральному округу Леонид Куксин.

Штат служения охотно предоставляет теле- и радиостанциям право трансляции фильма "Иисус" или инсценировки "История Иисуса Христа". Для этого требуется заключить лицензионное соглашение как минимум за месяц до планируемой даты показа или трансляции. Продумана система оформления необходимых документов по обычной и электронной почте. Затем из миссии в СМИ высылается мастер-кассета с копией произведения. После показа (трансляции) она возвращается вместе с эфирной справкой и программой передач в местной печати. Кроме того, силами координаторов в регионы поставляются копии фильма "Иисус" и проводятся инструктажи по подготовке к его демонстрации и последующей обработке зрителей. Члены миссии считают это своей основной работой и прямо подчеркивают: " Наша задача - помочь каждому мужчине, женщине и ребенку в стране получить возможность услышать Благую Весть с последующей вероятностью обращения и ученичества."14

 

ПОДГОТОВКА АКЦИИ

Непосредственная организация мероприятия проходит в несколько этапов.

Для начала необходимо, чтобы в городе были религиозные объединения, решившие увеличить число своих прихожан за счет вербовки после показа фильма "Иисус". Миссия "Новая жизнь" особо настаивает на участии в подготовке акции сразу нескольких общин, полагая, что это придаст мероприятию дополнительный вес и склонит к сотрудничеству местные администрации. "Если мы продемонстрируем, что наш проект является результатом объединения усилий всех христианских церквей, отклик властей будет отличаться от того, как если они увидят, что это - программа одной лишь протестантской церкви", - сообщают они. В конце 2001 года вышло даже обращение "Голод души", адресованное "Новой жизнью" к "лидерам церквей" с призывом более активного взаимодействия ради "открывающихся перспектив".

Организации, намеренные "собрать жатву" с фильма, создают оргкомитет и выбирают форму акции. Она может заключаться только в показе произведения или в организации так называемых "праздников фильма "Иисус", где демонстрация киноленты является лишь частью обширной кампании.

Далее членам оргкомитета предлагается связаться с представителем миссии "Новая жизнь", курирующим данный регион. Необходимо подготовить для этого лица справку о количестве жителей города, где планируется провести мероприятие, имеющихся здесь "церквях", намеренных участвовать в акции, числе возможных мест показа фильма, вместимости залов и так далее. При расчетах рекомендуется исходить из принципа, чтобы каждая точка показа смогла принять минимум 10 тысяч человек.

Оргкомитет делает "нарезку" города, закрепляя конкретные территории, где будет показан фильм, за конкретными "церквями". Предполагается, что именно та община, которая ответственна за конкретное место демонстрации "Иисуса", и будет собирать там "жатву". То есть если за просмотр фильма в кинотеатре Икс берет ответственность церковь Игрек - она и пополнится "обработанными" здесь гражданами.

Миссия "Новая жизнь" требует, чтобы в каждой точке показа присутствовало не менее 5 добровольцев от той общины, которая организует просмотр. Последняя должна заранее обучить их приемам "работы" (то есть вербовки) самостоятельно либо на специальных курсах - например, по теме "Теория и практика евангелизации и обучения новообращенных, индивидуального и в группе".

Эти пятеро "несут ответственность за рекламу и проведение показов фильма в закрепленных за ними

местах" - отмечено на сайте организации. А церковь, которая делегирует добровольцев, "отвечает за распространение приглашений в этой части города и за ученичество после показа". Иными словами - мобилизует верующих на распространение билетов и приглашений, а также готовит почву для эффективной обработки тех, кто попадется в расставленные "сети".

Параллельно подогревается энтузиазм самих членов религиозных объединений, от активности которых будет зависеть эффективность операции. Психоз нагнетается путем традиционного метода - регулярных молитв. "Молитва является важным инструментом для открытия сердец. - дает инструкции "Новая жизнь". - Именно поэтому мы просим начать молитвенное служение еще до установления контакта с местными властями". На собраниях прихожанам предлагается "молиться за нашу образовательную программу, за рекламу, за возможность аренды залов, за оборудование, а также за места для встреч... за каждый аспект городского праздника и последующей работы с новообращенными." Попутно у паствы подавляются комплексы и фобии, которые может вызвать естественное противодействие сознательной части населения подобным акциям. Верующие, например, должны возносить молитвы "о том, чтобы жители не препятствовали распространению рекламы о фестивале", просить Бога "об устранении предубеждений по отношению к евангельским церквям", о "защите от враждебности националистов, сатанистов и последователей различных культов", а также "о том, чтобы Господь смирил противников, кем бы они ни были".

Организационный пыл должна подхлестывать группа специфических молитв "за ресурсы". Например, "за формирование команд, участвующих в показе фильма", "за подготовку и обучение их членов", "за кино- и видеоаппаратуру и материалы, за духовную литературу", "за финансовые средства для проведения фестиваля", "за транспорт и средства коммуникации", "за помещения для встреч с людьми после фестиваля". Таким образом, на каждом богослужении, предшествующем акции, лишний раз подчеркивается сопричастность всех к общему делу.

Наконец, следуют "молитвы за начальства и власти". Например, "чтобы они поняли, что Бог поставил их на эту влиятельную должность... Чтобы Бог даровал им веру и желание познать Его. Чтобы они не были препятствием в распространении Евангелия в нашем городе и области, в том числе в показе фильма. Чтобы руководители города и области выполняли возложенные на них Богом обязанности". Имеется и конкретика. Миссия "Новая жизнь" рекомендует, например, целевым образом возносить молитвы "о губернаторе и его заместителях; о мэре и его заместителях; о руководителях комитета по культуре; о руководителях кинотеатров, ДК и других учреждений, где возможен показ фильма; о содействии органов охраны правопорядка в показе фильма; о руководителях средств массовой информации" и даже "о положительном ответе на письмо-уведомление о фестивале с фильмом "Иисус".

Устраивая подобные молитвы, организаторы, видимо, преследуют три цели. Во-первых, формируется "голос низов" - монолитное мнение общины, что "фильм нужен", которое теми или иными путями доходит до властей, смиряя их с необходимостью разрешить акцию. Во-вторых, очевиден расчет, что информация о молитве за персональных чиновников сделает их слегка обязанными ("Говорят, они за меня молились, - как же я могу им отказать?"). В-третьих, публичные обращения к Богу по конкретным поводам выполняют чисто утилитарную функцию, лишний раз закрепляя веру самих прихожан. Лидер всегда может сказать: "Вот мы просили у Господа - и Он дал нам зал, аппаратуру, спонсоров, смягчил сердца властей" - хотя реально за этими результатами стоят, естественно, не трансцендентальные призывы, а материальные усилия оргкомитета.

Когда сферы будут распределены, роли - закреплены, а из "разогретых" молитвами общин начнет буквально выпирать желание провести акцию, - организаторы выходят на контакт с властями. "Налаживайте отношения с городской администрацией" - просто советует по этому поводу "Новая жизнь". Надо заметить, что, в принципе, любой кинопоказ в учреждениях культуры возможен вообще без уведомления властей путем "прямой" аренды. Однако организаторам важно войти в контакт с чиновниками по двум веским причинам. Первой причиной является элементарная подстраховка - достижение договоренности, чтобы администрация хотя бы не мешала провести мероприятие, поскольку оснований для его запрета можно найти множество. Для этого нередко применяется ссылка на документ, не имеющий никакого отношения конкретно к показу фильма "Иисус" и последующей вербовке граждан. Речь идет об Указе Президента РФ "О подготовке к празднованию и встрече третьего тысячелетия и празднованию 2000-летия христианства". Чиновников уверяют, что мероприятие проводится как раз в русле данного документа. Как правило, власти быстро попадают в логическую ловушку, считая, что запрет на демонстрацию фильма будет нарушать президентский Указ, - и соглашаются на проведение акции. Соответветственно, программой-максимум можно считать обращение властей из пассивных наблюдателей в своих союзников. Оно может быть реальным, если чиновники по каким-то причинам симпатизируют организаторам, или надуманным. Так, уже нейтральная, не выражающая симпатий позиция властей будет публично истолкована как их поддержка начинанию ("этот бесплатный фильм проходит при поддержке мэрии"). Особенно желательным является для организаторов получение пусть ничего не значащего, но письменного ответа администрации. Такой документ будет непременно показываться директорам учреждений культуры в качестве доказательства, что власти стоят на стороне энтузиастов. Самое печальное, что подобные бумаги не имеют срока давности. Они тщательно собираются, подшиваются и могут служить долгое время уже в качестве прецендента при убеждении чиновников из других регионов ("В соседней области администрация нас поддержала, вот, смотрите...").

Что касается обработки руководителей учреждений культуры - то здесь также широко применяется прецендентная система ("Мы проводим акцию, и директора всех кинотеатров кроме Вашего, уже согласились предоставить нам площади...").

Надо отметить, что миссия "Новая жизнь" предлагает использовать для показов именно кинотеатры, дворцы и дома культуры, всякого вида клубы как "нейтральные", не вызывающие подозрений.

-----------------------------------------------------------------------------
Полная конфессиональная анонимность: про названия
"церквей"- организаторов в приглашении - ни слова.
----------------------------------------------------------------------------

Вероятно, раньше были попытки демонстрации ленты и в учебных заведениях - но, надо думать, они закончились неудачей. "Согласно нашему опыту, школы являются ненадежным местом проведения подобных мероприятий, если кто-нибудь захочет противостоять их проведению", - сообщают по этому поводу члены миссии "Новая жизнь".

После формального уведомления властей о мероприятии или получения их поддержки организуется широкая рекламная кампания. Обычно в ней практикуются следующие методы:

- Расклейка красочных, размером 60 на 90 см. плакатов примерно следующего содержания: "Третьему тысячелетию христианства посвящается. Исторический художественный фильм "Иисус" по Евангелию от Луки. Переведен более чем на 700 языков мира...". Как правило, плакаты выпускаются централизованным способом и распределяются в регионах. Широко практикуется метод доклейки к типовым плакатам отпечатанных на местах полос бумаги с информацией о датах и местах просмотров на конкретной территории.

- Реклама в газетах, на радио и телевидении. Обычно заказчиком выступает одна из религиозных организаций, входящих в состав оргкомитета, использующая, конечно, при расчетах не свой собственный, а консолидированный бюджет всех заинтересованных структур.

- Распространение рекламных буклетов непосредственно среди населения и по почтовым ящикам. Сами буклеты отпечатаны обычно централизованным образом, сделаны в цвете на глянцевой бумаге и состоят из четырех страниц, содержащих общую информацию о фильме, фотографии и несколько библейских цитат. В каждый из таких буклетов делается вкладыш о датах и местах проведения мероприятия на конкретной территории.

Особое внимание уделяется работе с прессой. Здесь преследуются цели, аналогичные тем, которые ставятся при контактах с чиновниками. Известны случаи, когда негативные публикации в местной прессе срывали мероприятие, поскольку в обществе быстро формировался критический взгляд, на который была вынуждена реагировать и администрация, и прокуратура (не будем забывать, что появление материала в прессе уже создает легимтимный предлог для прокурорского вмешательства). Поэтому со СМИ рекомендуют "договориться" заранее. В идеале журналисты должны стать союзниками оргкомитета в его работе. "Делайте все возможное для привлечения прессы к подготовке к празднованию. - советует миссия "Новая жизнь". - Положительное освещение события в средствах массовой информации может существенно увеличить количество людей, прийдущих на просмотр фильма Маловероятно, что пресса займет позицию против вашего мероприятия, если вы продемонстрируете им христианскую любовь и обеспечите их всей необходимой информацией о предстоящем событии. Передайте в редакции газет комплект информации о фильме, а также видеокопию самой картины. Пригласите их на церемонию открытия праздника. Спросите на радио, хотят ли они, чтобы вы записали на аудиокассету отклики людей, пришедших на открытие. Передайте также копию этой кассеты в редакции газет".

 

ТЕХНОЛОГИЯ ВЕРБОВКИ

Безусловно, сам показ фильма должен рассматриваться лишь как удобный предлог для последующего вовлечения зрителей в ту или иную религиозную организацию. Инструкторы "Новой жизни" в этом смысле весьма откровенны. Они пишут: "Такое мероприятие, как правило, собирает большие аудитории и привлекает многих, кто никогда не пришел бы на евангелизационное собрание или традиционное богослужение... Наша цель - не просто показать фильм, но помочь заинтересовавшимся прийти к Богу, научить их основам христианства, привлечь в церковь... В такой евангелизации предлагается принимать участие всем евангельским церквам города. Каждая церковь отвечает за несколько точек показа фильма, и таким образом имеет возможность организовать малые группы или новую церковь, а также пополнить свою общину новообращенными".15

Неудивительно, что еще на этапе подготовки организаторам предлагают молиться "за то, чтобы церкви были способны принять новых людей после фестиваля" и приготовиться "встретить новообращенных, правильно принять их и научить".

Однако сама технология вербовки, реализуемая при посредстве фильма, имеет специфику. Люди, наслышанные о сектах, не спешат сегодня доверяться первым попавшимся "учителям". Правоохранительные органы также научились пресекать религиозную агитацию, осуществляемую под прикрытием культурного мероприятия. Поэтому сам фильм, как таковой, "вербовочным" не является. Напротив: чтобы не "отпугнуть" паству, организаторов просят, по-возможности, придерживаться в ходе просмотра "Иисуса" и других приуроченных к этому мероприятий конфессиональной анонимности. "Проповеди, церковный лексикон, выступление церковных музыкальных групп в данном случае недопустимы", - сообщает миссия "Новая жизнь". Не должна, по ее мнению, раздаваться в ходе демонстрации киноленты и религиозная литература. Единственным культовым действием можно назвать разве что публичную "молитву покаяния", которой завершаются просмотры.

Главная цель заключена в другом: сразу после фильма пригласить зрителей на так называемые "дискуссионные группы". Именно в них и происходит окончательное вовлечение людей в ряды организаций, устроивших просмотры фильма.

"Это - один из наиболее критических аспектов, определяющих, принесет ли наш проект вечный плод. - сообщает миссия на своем официальном веб-сайте в рубрике "Работа с новообращенными". - Мы должны предложить людям еще одну возможность узнать больше об Иисусе Христе во время проведения дискуссионных групп. Очень важно выбрать удобное место для проведения встреч. Люди должны сидеть кругом в 6 или 8 человек. Они смотрели фильм в течение двух часов, и теперь им нужно поговорить. Если им понравится первая дискуссия, они будут продолжать приходить, начнут утверждаться в своей вере, установят взаимоотношения и будут искать церковь, где они могли бы продолжать христианское общение."

Предлогом для распространения приглашений на дискуссию может быть как просто намерение "продолжить разговор", так и обещание раздать во время встречи бесплатную литературу.

Чтобы даже на этом этапе люди не заметили подвоха, практикуется простой прием. "В приглашениях на дискуссионные группы мы указываем время и место проведения служений каждой церкви, в том числе и Православной. - делятся опытом представители "Новой жизни". - Такой подход поднимет статус протестантских церквей в городе, а также покажет каждому, что мы проповедуем Иисуса Христа, а не просто какую-то деноминацию". Сами группы должны, по-возможности, проводиться " на нейтральной территории, чтобы люди, не колеблясь, могли прийти в театры, концертные залы, клубы, дома культуры".

Таким образом, фильм "Иисус" становится лишь прикрытием для вовлечения людей в дискуссии, удобные для вербовки. Именно с ними прямо связывают рост "церквей" и сами организаторы просмотров фильма на территории СНГ.

"В Волгограде служители церкви евангельских христиан-баптистов провели евангелизацию с показом фильма "Иисус"... После показа были проведены общие беседы о вере в Иисуса Христа и ее спасительно силе, а также индивидуальные беседы... После бесед некоторые из людей стали посещать христианские богослужения.", - сообщало летом 2001 года баптистское агентство "Благая весть 2000"16. "Проводится душепопечительская работа с многими уверовавшими людьми после фильма "Иисус", - отмечал на своем официальном веб-сайте Донецкий региональный центр "Библейской Лиги Украины"17, а член "Симферопольской Евангельской свободной церковной миссии" Д.Яременко вспоминал: "наша команда проводила евангелизацию с фильмом "Иисус" по Евангелию от Луки... Нашей задачей было разнести приглашения в каждый дом, в каждую квартиру. В общей сложности наша команда разнесла около 6 000 приглашений. Мы их вставляли в каждую дверь, и на это ушло 4 дня... В результате этой евангелизации к нам на группы стало ходить ещё 50 человек, которые уже посетили 2 занятия."18

Нередко демонстрация фильма оборачивалась не только к пополнению уже существующих объединений - но и к созданию новых. "Церковь "Часовня у Голгофы" образовалась в городе Коврове в 1998 году. - пишут ее прихожане. - Все началось с того, что в город приехала целая команда студентов из Библейского Центра города Владимира. Сначала был показан фильм "Иисус", и сразу же после фильма было объявлено о регулярном изучении Библии. Несколько позже в город приехал пастор"19.

Распространяя фильм для подобных целей, миссия "Новая жизнь" напоминает: "Будучи добрыми домостроителями, мы должны дать отчет нашим спонсорам... Поэтому надо вести точный учет, сколько людей было осведомлено о возможности, сколько пришло на показ фильма, сколько приняло Христа (помолилось молитвой спасения), сколько отцов пришли на собрание дискуссионной группы, а также сколько человек пришло на собрание других дискуссионных групп". Такие данные обрабатываются и оборачиваются статистикой, согласно которой за время 2,5 тысяч российских показов фильма, организованных в 2001 году, 106 776 человек помолились молитвой покаяния, а после мероприятий были открыты 567 групп изучения Библии, в которые пришли 11 688 граждан. Помимо этого, образовались 3 новые церкви. За тот же период на 28 общегородских праздниказ с показом фильма "молитвой покаяния" помолился 72 191 зритель, а 12249 человек пришли на первое занятие в группы изучения Библии.

 

СЛУЧАИ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ

Безусловно, далеко не всегда население территорий, где проводятся показы фильма "Иисус" и приуроченные к ним праздники верит, что главной целью таких мероприятий является простое "распространение Благой Вести". Поэтому нередко возникают очаги сопротивления подобным акциям.

Недавно полиция арестовала двух юношей-протестантов, распространявших видеокассеты с фильмом "Иисус" в пакистанском городе Джакобабад20. Блюстители порядка решили, что кинокартина оскорбляет религиозные взгляды населения и наносит удар по мусульманской освнове самого государства.

В 2000 году такие же видеокассеты, бесплатно рассылаемые по почте, вызвали острое недовольство лидеров еврейской общины Южной Флориды, США.21

Показ фильма "Иисус", планировавшийся евангельской церковью "Бейт Шалом" в г. Ашкелоне, Израиль, привел к открытому противодействию местных иудеев, которые выхватывали из рук миссионеров плакаты и пригласительные листовки, разбивали видеокассеты22. Еще трагичнее была ситуация в Иерусалиме, где 16 февраля 2002 года евреи прогоняли с улиц распространителей рекламы о фильме, а один из израильтян нанес евангелисту, расклеивающему плакаты, пять ударов ножом.23

Весьма оригинально выразили свое отношение к популяризаторам "самого известного фильма" буддисты. Как вспоминает Питер Вагнер в книге "Воинственная молитва", жители одной из таиландских деревень поселили всю команду евангелизаторов в старом храме, где, по преданию, обитали злые духи, изводящие оказавшихся тут людей.

На территории России также были случаи, когда органы государственной власти и местного самоуправления, различные общественные и религиозные организации выступали против мероприятий с просмотром фильма.

В январе 2001 года по инициативе местной администрации был запрещен показ фильма в учреждениях культуры Чеховского района Московской области.24 Ровно через год Кировская областная администрация приостановила показ "Иисуса", распорядившись снять даже афиши. Организаторы винили в этом Вятскую епархию, якобы оказавшую давление на чиновников. На самом деле епархия лишь озвучила властям свою позицию. Секретарь Вятской епархии отец Александр Балыбердин сказал по поводу фильма "Иисус" буквально следующее: "Вятская епархия в показе этого фильма не участвует. Организаторы показа обращались с просьбой к епархии для того, чтобы заручиться поддержкой, и с благословения нашего владыки мы не поддержали этот показ. По сути дела каждый из нас понимает, что играть Бога на экране - кощунственно. Нам не нужны такие фильмы"25.

Агентство "ВолгаИнформ" по этому поводу отмечало: "Как объяснили в департаменте культуры, жалобы от кировчан начали поступать с момента начала трансляции фильма. Глубоко верующие люди сообщали, что фильм "Иисус" противоречит канонам православной веры. По словам представителей департамента культуры, миссионеры "Новой жизни", не собирая никаких документов на разрешение транслировать фильм, просто пришли в дома культуры и заплатили деньги за трансляцию." Это же агентство сообщало, что подобные преценденты были в Брянске и Таганроге26.

 

ВЫВОДЫ

Таким образом, можно констатировать, что:

1. Фильм "Иисус" создан по инициативе фундамениталистской американской организации "Campus Crusade for Christ" ("Лагерь крестовых походов для Христа").

2. Кинокартина отражает Евангелие от Луки, имеет определенную художественную ценность - однако не выделяется из ряда других фильмов на ту же тему.

3. Имидж фильма, как "самого известного", сформирован искусственно, а статистика не отражает уровня реальной популярности произведения.

4. Главной целью организаторов показа фильма "Иисус" является последующее вовлечение зрителей в дискуссии для вербовки.

5. В России реализацией фильма занимается филиал "Campus Crusade for Christ" - миссия "Новая жизнь", имеющая разветвленную структуру в субъектах РФ.

6. Организацией показов на местах устраивают общины, намеренные привлечь новую паству.

7. Обработка потенциальных верующих идет путем их приглашения после просмотра фильма на специальные "дискуссионные группы" с последующей переадресацией в конкретные религиозные объединения.

8. Имеются случаи, когда представители органов власти запрещали демонстрацию фильма, а верующие традиционных религий оказывали противодействие показам фильма из-за опасности прозелитизма, оскорбления религиозных чувств. Таким образом, проведение просмотров ленты и приуроченных к этому мероприятий в субъектах федерации может вызвать межконфессиональную рознь и обернуться эскалацией социальной напряженности.

 

Евгений Мухтаров,
председатель общественного центра
"Гражданская безопасность",
секретарь Совета по проведению
государственной религиоведческой
экспертизы на территории
Ярославской области

 

---------------------------------------------------------------

Источники:

1. "Молодежный христианский сайт" Дениса Маеровича (Минск), http://youthinchrist.narod.ru/literature/occult/intro.htm

2. Е.Г.Балагушкин. Критика современных нетрадиционных религий. М., Издательство МГУ, 1984, с.247

3. К.Разлогов. Боги и дьяволы в зеркале экрана. Кино в западной религиозной пропаганде. М., 1982, сс.85-86.

4. А.В.Кукаркин. Буржуазное общество и культура. Под общ.ред. д.и.н. А.Н.Яковлева. М., 1970, с.208.

5. В.Молчанов. Массовая мистификация: поп-культура и суеверие. Лениздат, 1987, с.53.

6. Официальный сайт фильма "Иисус", http://www.jesusfilm.org/aboutus/history.html

7. Официальный сайт студии "Inspirational Films, Inc", http://www.inspirationalfilms.com/

8. П.Вагнер. Воинственная молитва. Текст доступен по адресу: http://bibleoteka.by.ru/pray/4.shtml

9. Я.Кротов. Хроника христианства: осень 1995 - очень 1996 гг. Журнал "Христианство в истории" центра "Свет Христов", №10, октябрь-декабрь 1996 года, http://www.krotov.org/yakov/dnevnik/1996/hvi10_02.html

10. Официальный сайт проекта "Фильм "Иисус" http://www.jesusfilm.org/updates/statistics.html

11. Р.Пригодич. Миссионер в посткоммунистическом обществе. "Диалог", - вестник Донецкого христианского университета, №4, 2001 г. Текст доступен по адресу: http://www.dcu.donbass.com/rus/dialog/2001-4/stat07.htm

12. Официальный сайт миссии "Новая жизнь" (Москва), http://www.cmnl.ru/mission.html

13. Официальный сайт молодежного служения миссии "Новая жизнь" (Москва), http://www.xpucmoc.ru/

14. Русское служение проекта "Фильм "Иисус" при церкви "Новая жизнь" http://www.jesusfilm.ru/index.htm

15. Исторический художественный фильм "Иисус". Газета "Вокруг", № 3 (9), март 2001 года. Текст доступен по адресу: http://www.mirt.ru/cgi-bin/around/print_articles.cgi?09-03

16. В.Мещеряков. Фильм "Иисус" продолжает открывать для людей Евангелие. Агентство евангельских христиан-баптистов "Благая весть 2000", новости от 9-15 июля 2001 года. Доступно по адресу: http://baptist.org.ru/html/news/news_67.htm

17. Официальный сайт Донецкого регионального центра "Библейской лиги Украины", http://home.skif.net/~centr/liga.html

18. Сайт Евангельской свободной миссии в Симферополе, http://www.crimea.net/~stativ/efcm/foto/jesus_film.html

19. Сайт церкви "Часовня у Голгофы", http://www.kc.ru/~calvar/about_rus.html

20. http://www.tut.by/news.html?2333

21. Раввины Флориды готовятся к обороне. Сайт "Верность", http://www.vernost.ru/novost/21.shtml

22. Сайт евангельской общины "Бейт Шалом", Ашкелон, Израиль, http://beitshalom.narod.ru/site1/evang.html

23. Сайт евангельской церкви "Пробуждение", г. Иерусалим. Новость недели. http://qiryatgat.narod.ru/rus/inside.html

24. Письмо П.И.Баранкевича, пастора евангельской церкви "Благодать Христова " г. Чехова от 20 апреля 2001 года. Опубликовано на Христианском форуме сайта Московской Библейской церкви по адресу: http://www.biblechurch.ru/forum/readmsg.php3?id=84&pid=0&days=10000&js=0&lang=ru

25. Приостановлен показ фильма "Иисус". Газета "Русский вестник", 4 февраля 2002 года.

26. Кировская областная администрация запретила трансляцию фильма "Иисус". Сообщение информационного агентства "ВолгаИнформ" от 15 января 2002 года. Доступно по адресу: http://www.jesuschrist.ru/news/2002/1/15/930

 

-----------------------------------------------------------------------

Архив центра "Гражданская безопасность", 2002



Сайт создан в системе uCoz