"Белорусская деловая газета", 22 июня 1998 года,
http://bdg.press.net.by/1998/98_06_22.477/karp.htm

 

ВЕРХОВНЫЙ СУД НАЧАЛ РАССМОТРЕНИЕ ДЕЛА О ЛИКВИДАЦИИ
МОЛОДЕЖНОГО ОТДЕЛЕНИЯ ЦЕРКВИ МУНА В БЕЛАРУСИ

 

Беспрецендентный судебный процесс начался 18 июня в Верховном суде Беларуси. По представлению Министерства юстиции суд приступил к рассмотрению дела о ликвидации белорусского отделения международной студенческой ассоциации "К.А.Р.П.". Поводом для рассмотрения дела о закрытии ассоциации стало несоответствие деятельности организации положениям ее устава.

"К.А.Р.П." зарегистрирована в Беларуси как студенческая общественная организация. Вместе с тем, у истцов в лице Министерства юстиции есть факты, свидетельствующие о том, что "К.А.Р.П." является молодежным подразделением одной из крупнейших в мире сект - секты Муна. Поскольку студенческая ассоциация не может заниматься религиозной деятельностью, суд приступил к рассмотрению дела о ликвидации белорусского отделения "К.А.Р.П.".

18 июня на первом судебном процессе по этому делу были допрошены лица, которые будут представлять на процессе интересы сторон. Кроме того, суд допросил Галину Рузову, подготовившую экспертное заключение относительно деятельности студенческой ассоциаци и "К.А.Р.П.". Стороны также выступили с рядом ходатайств - представитель Министерства юстиции ходатайствовал об участии в процессе Галины Рузовой в качестве эксперта и о приобщении к материалам дела дополнительных документов. Ходатайство Министерства юстиции было удовлетворено. Со своей стороны представители ассоциации выступили с ходатайством об участии в процессе в качестве защитника Надежды Дударевой.

Далее на основании того, что экспертное заключение было составлено не по требованию суда и, следовательно, эксперт не был предупрежден о личной ответственности за его достоверность, Надежда Дударева выступила с иннициативой о призании заключения недействительным. Кроме того, представители студенческой ассоциации заявили о том, что экспертное заключение было подготовлено человеком, не обладающим достаточным для этого образованием (его автор Галина Рузова имеет два образования - Институт народного хозяйства им.Куйбышева и факультет журналистики БГУ), а потому оно не может рассматриваться в суде. Кроме того, представители ассоциации ходатайствовали о привлечении к процессу эксперта со стороны "К.А.Р.П.". Рассмотрев ходатайства сторон, суд объявил пере рыв в рассмотрении дела до 25 июня.

Виктор МАРТИНОВИЧ

 

"Белорусская деловая газета", 29 июня 1998 года,
http://bdg.press.net.by/1998/98_06_29.479/index.htm

 

ФЕМИДА НА СЛУЖБЕ СЕКТАНТОВ

Cтуденческая ассоциация, обвинявшаяся в причастности к
тоталитарной секте, оправдана Верховным судом Беларуси

 

Поиситине скандально завершилось рассмотрение в Верховном суде Беларуси дела о ликвидации так называемой ассоциации К.А.Р.П., которая обвинялась в причастности к крупнейшей тоталитарной секте нашего времен и - церкви Сан-Мен Муна. По ходатайству истца - главного специалиста Министерства юстиции Станислава Шляхто - производство по делу К.А.Р.П. приостановлено.

 

ХРИСТОС НАОБОРОТ

 

Вначале несколько слов о том, кто такой Сан-Мен Мун и почему подозрение в причастности студенческой ассоциации к "церкви", возглавляемой этим человеком, стало поводом для возбуждения иска о ликвидации К.А.Р.П. По оценкам большинства исследователей (А.Жуков, А.Щипков, Н.Симаков), эта организация является сегодня второй по величине тоталитарной сектой мира. Она обладает колоссальным финансовым капиталом, рядом производств в Корее и США (по некоторым данным, среди них есть даже оружейные заводы). В собственности мунистов несколько газет. Численность церкви Муна, по разным оценкам, составляет от 3 до 7 млн человек.

А начиналось все так. Однажды южнокорейскому юноше Муну пришла в голову весьма оригинальная идея - создать секту. Несколько публичных выступлений, издание двух книг ("Объяснение принципа", Сеул, 1957 г. и "Толкование принципа", Сеул, 1960 г.) - и но воиспеченный "мессия" стал популярен. В отличие от большинства современных церковных авантюристов, он не мелочился, объявляя себя посланцем божьим или новым пророком. Мун без обиняков заявил даже, что он, собственно говоря, и есть Бог. К моменту создания секты у этого "святого", если верить исследователю Уолтеру Марти, было 3 судимости. Их, как несложно догадаться, Сан-Мен Мун объяснял не иначе как гонениями за веру. На самом же деле первый раз он был осужден за сексуальные извращения, второй - за двое женство, третий - за неуплату налогов.

Вообще, с законом у Муна всегда были натянутые отношения. Н.Симаков в книге "Современные секты и ереси в России" пишет о том, что за свою жизнь Мун лишался свободы ни много ни мало 16 раз.

Шли годы, численность секты Муна начала стремительно расти. В 1972 году "мессии" становится тесно в Корее и он направляется в Соединенные Штаты. В Америке "учение" Муна нашло широкую поддержку в массах. "Мессия" поселяется в Территауне, в роскошном ос обняке, стоимость которого оценивается в $850 тыс.

Казалось бы, человек, который умудрился подчинить себе такое количество людей, должен был обладать хотя бы собственной мировоззренческой концепцией. Однако "учение", на основе которого была построена секта Муна, донельзя банально: краткие выдержки из прописных библейских истин, разбавленные догматами древнекитайской философии (учение о двух противоположных началах - сунг-санг и хьюнг-санг). Единственный по-настоящему оригинальный тезис - это "мессия должен быть богаче всех". Казалось бы, люб ому трезвомыслящему человеку одного этого постулата должно быть достаточно, чтобы составить представление о Муне и его организации. Столь явную тягу к наживе сам Мун объясняет следующим образом: "Сатанинский мир управляется бизнесменами, значит, долже н послать своего супербизнесмена. Мессия должен быть богаче всех". Несмотря на весьма посредственное знание Библии, Сан-Мен Мун прекрасно понимал, что его тезис о богатстве идет вразрез с известным "легче верблюду пройти сквозь игольное ушко, чем богатому попасть в царствие небесное". А потому заявил, что, дескать, Христос был неправ и действовал неверно. По Муну Спаситель должен был апеллировать не к бедным, а к богатым, добиться власти и денег и стать царем иудейским. После - покорение Рим ской империи, мировое господство и спасение земли. Согласитесь, оригинально, только вот фраза "мировое господство добра" звучит довольно странно.

Найдя таким образом философское обоснование своей страсти к деньгам, Мун начинает бурную деятельность. Во-первых, формирует так называемый "Фонд искупления", в который все члены секты должны отчислять средства за искупление своих грехов (такая своеобр азная форма средневековой индульгенции). Во-вторых, создает ряд производств, на которых члены секты работают бесплатно. Это Мун называет fundraising, то есть "увеличение фондов". Все адепты новой веры должны три года заниматься fundraising. Далее они пол учают blessing - "благословение" и становятся полноправными членами организации.

Вообще, Мун любит повторять, что Христос ошибался. Еще одной ошибкой спасителя, по его мнению, было то, что он погиб на кресте. Вместо этого он должен был обзавестись семьей, детьми - "плоть от плоти Бога". Те дали бы новое поколение и, глядишь, созд али бы целую "династию святых". То, чего не сделал Христос, решил сделать сам Мун. Время от времени он организует гигантские по масштабам свадьбы, предварительно отбирая по фотографиям женщин и мужчин, не только не знакомых друг с другом, но зачастую даж е живущих в разных странах. Последняя такая "мунистская свадьба" - бракосочетание в Мэдисон-Сквер-Гарден, когда узами Гименея были соединены сразу 2075 пар. А "свадьба", совершенная несколько десятков лет назад на Токийском стадионе, вошла, кстати, в Кн игу рекордов Гиннеса.

 

ЧТО ЗА РЫБА ЭТОТ "К.А.Р.П." ?

 

Студенческая ассоциация К.А.Р.П. была зарегистрирована в белорусском Минюсте в 1995 году. Деятельность ассоциации была охарактеризована как просветительская. Однако все ли так просто?

Руководство ассоциации в беседе с корреспондентом "БДГ" официально заявило, что не имеет абсолютно никакого отношения к секте Муна. В принципе, в этом нет ничего удивительного, ибо только сумасшедший может сегодня открыто сказать, что состоит в тотали тарной секте. Представители ассоциации подтвердили, что на своих семинарах рассказывали о воззрениях Муна - но так же, как и о буддистах, кришнаитах и т.д.

Вместе с тем о тесной связи с сектой Муна говорит хотя бы название ассоциации - К.А.Р.П. В переводе с английского аббревиатура C.A.R.P. (и этого не скрывают сами члены ассоциации) обозначает "Коллегиальная ассоциация по изучению Принципа". "Принцип" - одно из базовых понятий мунистов. Именно так называется учение, якобы полученное Муном свыше. А вот еще одно свидетельство причастности К.А.Р.П. к секте Муна: "Сегодня секта Муна действует в нашей стране под прикрытием таких организаций, как КАРП и "Международный семинар по лидерству",- пишет Н. Симаков в книге "Современные секты и ереси в России".

Поскольку, по по словам руководства К.А.Р.П., ассоциация сегодня является полностью самостоятельным субъектом, возникает вопрос, на какие средства она существует. Члены К.А.Р.П. ответили на него лаконично: fundraising. Механизмы fundraising члены ассо циации описали довольно туманно, сказав что-то невнятное о поиске спонсоров в публичных местах. То есть, если называть вещи своими именами, ассоциация существует на деньги, которые ее члены добывают, занимаясь элементарным попрошайничеством. В книгах рос сийских исследователей можно прочесть о том, что это занятие является своего рода испытанием на верность для будущего члена ассоциации.

На что же тратятся собираемые средства? Прежде всего на организацию "учебно-просветительских семинаров". О том, что стоит за этой красивой формулировкой, корр. "БДГ" беседует с Дмитрием, который участвовал во многих мероприятиях К.А.Р.П., но та к и не стал членом организации.

- Что подтолкнуло вас к участию в семинаре?

- Во-первых, тогда я не знал, что это секта. Просто интеллигентные на вид молодые люди пригласили принять участие в мероприятии на актуальную тему, и я решил познакомиться с их взглядами на интересующие меня вопросы. Я уверен, что большинство люд ей, которые потом стали членами секты, приходили на семинары по этой же причине. К.А.Р.П. делает ставку именно на таких - молодых, неоформившихся, ищущих ответы на вопросы о Боге, о любви, о смысле бытия. И я думаю, если бы сразу, на однодневном семинар е, нам заявили о Муне, большинство слушателей покинуло бы зал, громко хлопнув дверью. Но муниты не так просты. Методика привлечения людей в секту у них отработана идеально. Тот, кто ее составлял - гениальный психолог. Вначале молодого человека приглашаю т на однодневный семинар. На нем члены К.А.Р.П. рассказывают о своем понимании истории, о цикличности событий в ней, о роли Христа, о мировых религиях. Слушать это все довольно интересно. Вполне закономерно, что когда по итогам однодневного семинара его слушателей приглашают на абсолютно бесплатный пятидневный семинар, почти все соглашаются. Повторюсь, никому и в голову не приходит, что лекторы - члены секты, а цель лекций - вовлечение в церковь Муна.

Обычно пятидневные семинары проходят в пионерских лагерях, которые специально для этого арендуются. Перед началом семинара его слушателям заявляется: никакого курения, никакого алкоголя, никаких сексуально-романтических отношений. Странно, конечно, но в конце концов организаторов можно понять. А потому никаких подозрений не возникает. Дальше начинает происходить что-то не совсем объяснимое. Если среди приехавших есть знакомые, их в обязательном порядке определяют в разные группы и следят за тем, чтоб ы они проживали в разных корпусах и не общались друг с другом. За всеми участниками семинаров устанавливается контроль: эдакий деликатный, улыбающийся молодой человек ходит за вами всюду. Все так просто и очень ненавязчиво. Первое время это не очень брос ается в глаза, но потом начинаешь задаваться вопросом о сути происходящего.

В первый же день участникам семинара начинают читать лекции. Причем говорят вещи очень оригинальные - похлеще, чем на однодневном семинаре. Психику человека подготавливают для вступления в секту. Ломается мировоззрение, ликвидируются все прежние ценн остные установки. Читка лекций ведется очень интенсивно, времени для отдыха не остается. Как и на обдумывания и оценки сказанного. В принципе, все обдумать и обсудить с согруппниками можно только перед сном. Но и тут у сектантов все предусмотрено: ровно в десять в комнате появляется улыбающийся молодой человек и очень вежливо говорит о том, что после десяти часов все слушатели семинара должны выключить свет и дисциплинированно ложится спать.

- А что делают с теми, кто нарушает дисциплину?

- Таких просто нет. Я еще раз говорю: они великолепные психологи, буквально за несколько часов члены секты умудряются создать такой психологический климат, что никому не хочется ни бунтовать, ни "нарушать дисциплину".

- О чем говорится на пятидневном семинаре?

- О том, например, что Иисус Христос должен был не погибнуть на кресте, а жениться и завести детей, чтобы те, плодясь и размножаясь, создали род прямых потомков Бога. Еще говорили о том, что история циклична. И делали, кстати, из этого вывод, что пора бы уже прийти какому-нибудь мессии. Поэтому когда в конечном итоге нам заявили о том, что этот мессия - Мун, никто особенно и не удивился. Группа была идеально подготовлена к такому заявлению.

- Когда они сказали о Муне?

- На последнем лекции, в пятый день семинара. Причем, надо отдать должное, сказали об этом довольно спокойно, без фанатизма. Демократично даже. Заявление это прозвучало примерно так: "Мы считаем, что мессия пришел. Он кореец и зовут его Сан-Мен Мун. Но это наша личная точка зрения и мы не пытаемся ее вам навязать".

- Что произошло дальше?

- Из нашей группы решение вступить в секту принял всего один человек. У нас была хорошая группа.

- А что происходит с людьми после того, как они вступают в секту?

- Насколько мне известно, большинство из них сразу же пытаются изолировать от привычной среды - друзей, родителей, знакомых. Чаще всего адептов новой веры посылают в какой-нибудь другой город, снимают для них квартиру, где они живут общиной. Ино гда направляют в другую страну. Чаще всего молодой человек исчезает из дома, ничего не говоря родителям. Если его находят - возвращают домой, потом он опять исчезает. В секте ему дают духовного наставника, женят на ком-нибудь (чаще всего - незнакомом) - словом, создают человеку новую семью, но уже внутри секты. Родители как правило ничего не могут с этим поделать.

- Вам приходилось слышать термин fundraising?

- Это бесплатная работа на секту. Ребята, состоящие в К.А.Р.П., занимаются тем, что попрошайничают, продают всякие безделушки, которые им присылают зарубежные коллеги. Делают это они, конечно же, совершенно бесплатно.

 

ЧТО ПРОИЗОШЛО В СУДЕ

 

Получив определенное представление об "ассоциации", вернемся к судебному процессу, состоявшемуся 25 июня. Всего по делу о ликвидации К.А.Р.П. было два заседания суда - одно 18, другое 25 июня. В ходе пе рвого были допрошены представители сторон: от Минюста - Станислав Шляхто, от К.А.Р.П. - Ольга Лукашик. Затем адвокат Надежда Дударева, сославшись на то, что не успела ознакомиться с материалами дела, ходатайствовала о перерыве в рассмотрении дела до 25 июня.

В этот день были зачитаны материалы дела. В частности, исковое заявление, под которым стоит подпись министра юстиции Воронцова. Кстати, понимая важность процесса, начатого Верховным судом, свою подпись под исковым заявлением поставила даже председатель Белорусского Хельсинкского комитета Татьяна Протько. В исковом заявлении говорилось об угрозе национальной безопасности со стороны К.А.Р.П., о возможности проникновения мунистов в структуры Министерства образования, о давлении на личность в секте и проч.

Когда материалы дела были зачитаны, неожиданно для всех со своего места поднялся Станислав Шляхто - главный специалист Министерства юстиции и представитель истца на процессе. Тот самый Шляхто, который на заседании суда 18 июня не хотел даже сидеть на одной скамье с представителями К.А.Р.П. На основании того, что президент К.А.Р.П. Ольга Лукашик написала какое-то письмо, в котором пообещала не нарушать белорусских законов, Станислав Шляхто ходатайствовал о прекращении производства по делу. Заявление г-на Шляхто произвело в зале эффект разорвавшейся бомбы. Действия истца стали полной неожиданностью даже для свидетелей обвинения. Суд рассмотрел ходатайство и решил удовлетворить его (иного судья в сложившейся ситуации сделать просто не мог).

Благодаря ходатайству Станислава Шляхто члены К.А.Р.П. убили сразу двух зайцев. Во-первых, они выиграли процесс, хотя были обречены на проигрыш: представленных истцом документов вполне хватило бы для ликвидации ассоциации. Во-вторых, они застраховались от любых посягательств на свою секту и в будущем, поскольку по белорусскому законодательству при прекращении дела на основании ходатайства истца судебные дела по сходным основаниям впредь возбуждать нельзя. Таким образом, закрыть К.А.Р.П. в Беларуси на основании того, что ассоциация является организацией мунистов, больше случая не представится.

Почему же истец повел себя столь странным образом? Адвокат К.А.Р.П. Надежда Дударева полагает, что причиной этого было нежелание выставить Беларусь антидемократической страной (правда, международный имидж нашей страны вряд ли нуждается в подобной забо те). Еще одна версия: Министерство юстиции посчитало основания для закрытия К.А.Р.П. недостаточными. Но и она кажется не совсем правдоподобной, ведь исковое заявление подписывал лично министр юстиции, а уж он-то законодательство знает превосходно и спосо бен отличить недостаточные основания от достаточных. Одно ясно: члены студенческой ассоциации К.А.Р.П. должны быть очень благодарны Станиславу Шляхто.

Виктор Мартинович

 

P.S. Н.Симаков в книге "Современные секты и ереси России" пишет, что свою деятельность в любой стране мунисты подкрепляют массовыми подкупами чиновников различного уровня...

 

 

----------------------------------------------------------------

Архив центра "Гражданская безопасность", 2002

Сайт создан в системе uCoz