Проект внес депутат Государственной
Думы Ярославской области Черепанин О.М.,
избирательный округ № 19.
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ
3 А К О Н
О РЕГУЛИРОВАНИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕЛИГИОЗНЫХ СЕКТ,
ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВ (ФИЛИАЛОВ) ИНОСТРАННЫХ РЕЛИГИОЗНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ, ОТДЕЛЬНЫХ ПРОПОВЕДНИКОВ И МИССИОНЕРОВ НА ТЕРРИТОРИИ ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАCTИ
ГЛАВА I.
Статья 1. Настоящий Закон регулирует деятельность религиозных сект, представительств (филиалов) иностранных религиозных организаций, отдельных проповедников и миссионеров на территории Ярославской области.
Статья 2. В настоящем законе понимаются:
под религиозным объединением - добровольное объединение совершеннолетних граждан в целях совместного исповедания и распространения вероучения;
под традиционными религиями - религии, исторически преемственные для большей части населения, проживающего на конкретной территории;
под религиозной сектой - религиозное объединение граждан для совместного исповедания и распространяя вероучения, отличного от учений традиционных религий;
под представительством (филиалом) иностранной религиозной организации - обособленное подразделение религиозной организации, находящейся вне юрисдикции Российской Федерации;
под проповедником - лицо, специализирующееся на чтении религиозных проповедей перед массовой аудиторией;
под миссионером - лицо, осуществляющее религиозную, религиозно-просветительсткую и благотворительную деятельность вне стен религиозного объединения;
под экспертизой - процедура рассмотрения документов и концепций предполагаемой деятельности религиозных сект, представительств иностранных религиозных организаций, отдельных проповедников и миссионеров на территории Ярославской области с выдачей соответствующего свидетельства.
ГЛАВА II.
Статья 3. Религиозные обьединения, в том числе религиозные секты и представительства иностранных религиозных организаций, а также проповедники и миссионеры - обладают всем комплексом прав, гарантированных Конституцией и действующим законодательством Российской Федерации.
Статья 4. Настоящий закон ограничивает деятелъность религиозных сект и представительств иностранных религиозных организаций, проповедников и миссионеров лишь постольку, поскольку это необходимо для соблюдения общественного порядка и безопасности, конституционных положений о светском характере государства и государственного образования, недопу-стимости разжигания религиозной вражды и вмешательства религиозных объединений в дела государства, а также охраны прав, свобод и конституционных обязанностей граждан.
Статья 5. В соответствии с вышесказанным не допускается создание и деятельность религиозных объединений, представительств иностранных религиозных организаций, отдельных проповедников и миссионеров, которые:
- призывают к войне и физическому насилию, ненависти по отношению к группам граждан и отдельным лицам, разжигают социальную, расовую, национальную, политическую или религиозную рознь;
- нарушают обшественный порядок, безопасность и общепринятые нормы поведения;
- используют в своей деятельности противоправные меры принуждения,совершают посягательства на личность и права людей;
- привлекают для участия в деятельности несовершеннолетних без письменного согласия родителей (лиц, их заменяющих);
- пропагандируют нанесение ущерба или наносят ущерб физическому, психическому и моральному здоровью граждан, привлекают для участия в деятельности психически больных людей и лиц, находящихся в беспомощном состоянии, используют наркотические, психотропные и приравненные к ним препараты, различные методы внушения, практикуют индивидуальные и массовые религиозные "исцеления", включая отмену назначений и рекомендаций врачей;
- требуют от граждан передачи в пользование или собственность секты, представительства иностранной религиозной организации, отдельных пропо-ведников и миссионеров движимого и недвижимого имущества, а также денежных средств;
- вводят граждан в заблуждение путем сокрытия, предоставления неполной или ложной информации о существовании религиозного учения, целях, задачах и материально-финансовых источников своей деятельности;
- требуют от верующих покидать семьи, родителей, места проживания, работы или учебы, призывают их к невыполнению конституционных обязанностей;
- осуществляют предпринимательскую деятельность, не связанную с достижением цели, ради которых создана секта или представительство иностранной религиозной организаций, либо не соответствующую этим целям;
- вмешиваются в дела государства, участвуют в выборах органов государственной власти и управления, в деятельность различных политических организаций;
- формируют и содержат специальные военизированные подразделения по охране порядка во время проведения религиозных мероприятий;
- применяют или угрожают мерами физического, психического и иного воздействия гражданам, отказавшимся от участия в деятельности секты или представительства иностранной религиозной организации, их родным и близким, а также лицам, которые в той или иной мере причастны к уходу граждан из религиозного объединения.
Статья 6. В соответствии с конституционными положениями об отделении религиозных объединений от школы и государства, на территории Ярославской области не допускаются:
-пропаганда религиозных учений, использование элементов таких учений и культовой практики, распространение агитационных, учебных, методических и иных религиозных материалов в системе государственного образования;
- проведение проповедей и богослужений, распространение религиозной литературы, аудио- и видеоматериалов в государственных и муниципальных учреждениях;
- передача в пользование и аренду религиозным сектам, представительствам иностранных религиозных организаций, отдельным проповедникам и миссионерам площадей в учреждениях науки и культуры, образования, здравоохранения, социальной сферы, а также иных площадей, находящихся в государственной и муниципальной собственности.
Статья 7. В связи с необходимостью получения объективной информации на предмет соблюдения требований, указанных в статьях 5 и 6, проповедники, миссионеры, религиозные секты и представительства иностранных религиозных организаций вне зависимости от наличия у них юридического статуса и срока практической деятельности на территории Ярославской области, обязаны пройти экспертизу и получить свидетельство Экспертно-консультативного Совета по делам религий при Губернаторе Ярославской области.
Статья 8. Экспертно-консультативный Совет образуется из представителей религиозных и общественных организаций, государственных органов, специалистов в области свободы совести и вероисповеданий.
Экспертно-консультативный Совет:
- проводит экспертизы документов и концепций предполагаемой дея-тельности религиозных сект, представительств иностранных религиозных организаций, отдельных проповедников и миссионеров на территории Ярославской области с выдачей соответствующего свидетельства;
- дает соответствующие заключения по запросам органов государственного управления и суда;
- контролирует выполнение требований настоящего Закона путем регулярного посещения мероприятий религиозных сект, представительств иностранных религиозных организаций, отдельных проповедников и миссионеров, а также путем непосредственного общения с верующими и получения информации из конфиденциальных источников;
- заслушивает жалобы и ходатайства граждан в отношении деятельности религиозных сект, представительств иностранных религиозных организаций, отдельных проповедников и миссионеров с направлением данных о выявленных нарушениях в правоохранительные органы и отдел юстиции Правительства Ярославской области;
- взаимодействует с различными религиозными обьединениями, с Советом по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте Российской Федерации и аналогичными структурами в органах законодательной и исполнительной власти субъектов Федерации;
- выносит предупреждения о несоответствии деятельности религиозных сект, представительств иностранных религиозных организаций, отдельных проповедников и миссионеров законодательству Российской Федерации и настоящему Закону с предложением исправления допущенных нарушений;
- ведет сбор данных для своевременного выявления новых тенденций в религиозной жизни граждан на территории Ярославской области.
Более подробно структура и функции Экспертно-консультативного Совета оговариваются в соответствующем Положении.
ГЛАВА Ш.
Статья 9. Деятельность религиозных сект, представительств иностранных религиозных организаций, отдельных проповедников и миссионеров на территории Ярославской области допускается после прохождения экспертизы с выдачей соответствующего свидетельства.
Статья 10. Рассмотрение представленных документов и экспертиза предполагаемой деятельности религиозных сект, представительств иностранных религиозных организаций, отдельных проповедников и миссионеров на территории Ярославской области производится Экспертно-консультативным Советом при Губернаторе Ярославской области.
Статья 11. Экспертиза осуществляется при наличии следующих документов:
а) От религиозных сект
:- справки с кратким изложением основ исповедуемого учения, сведениями о создающемся религиозном объединении, его конфессиональной принадлежности, органах управления, источниках финансирования, адресе проведения богослужений и других религиозных мероприятий, предполагаемом руководителе;
- копии учредительных документов религиозного объединения, если оно уже создано.
б) От представительств иностранных религиозных организаций
:- справки с кратким изложением основ исповедуемого учения, сведениями о головной ииостранной религиозной организации, ее конфессии, цели создания представительства, его адресе, органах руководства, источниках финансирования, предполагаемом или имеющемся руководителе и количестве сотрудников представительсгва;
- копии учредительных документов иностранной религиозной организации и документов, подтверждающих ее статус в стране нахождения;
- копии учредительных документов, если представительство иностранной религиозной организации является юридическим лицом;
- положения о представительстве, которое содержит полное наименование представительства, его конфессиональную принадлежность, юридический адрес и территорию, в пределах которой будет осуществляться либо осуществляется ее деятельность, а также цели, задачи и основные формы деятельности, данные о руководстве представительства и условия распоряжения его имуществом при ликвидации.
в) От отдельных проповедников и миссионеров
:- справки с кратким изложением основ исповедуемого учения, сведениями о конфессиональной принадлежности, целях и задачах, возможной принадлежности к конкретному религиозному объединению, паспортные данные, адрес проживания и осуществления религиозной деятельности.
Статья 12. Помимо этого, Экспертно-констультативный Совет проводит устные собеседования и запрашивает у доверенных лиц религиозных организаций, отдельных проповедников и миссионеров дополнительную информацию, а также может просить их о заполнении специально разработанных для упорядочения получаемых сведений бланков и анкет.
Статья I3. Все необходимые для проведения экспертизы документы представляются на русском языке, заверенные нотариально и возврату не подлежат.
Статья 14. Рассмотрение представленных документов производится в месячный срок со днм их подачи. В случае необходимости получения дополнительных данных и уточнения представленных сведений указанный срок может быть продлен до двух месяцев.
Статья 15. После окончания процедуры экспертизы выдаются свидетельства о прохождении экспертизы, содержащие:
для религиозных сект - указание полного наименования религиозного объединения, его юридического адреса, адресов постоянных мест проведения богослужений и иных религиозных мероприятий, конфессиональной принадлежности, целях и задачах, руководителе секты, а также о дате выдачи свидетельства и сроке его действия;
для представительств иностранных религиозных организаций - указание полного наименования руководящей иностранной религиозной организации, ее конфессиональной принадлежности, страны нахождения и руководителе, полного наименования представительства в Ярославской области, целях и задачах, юридического адреса, адресов постоянных мест проведения религиозных мероприятий и руководителе представительства, а также о дате вьдачи свидетельства и сроке его действия;
для проповедников и миссионеров - указание фамилии, имени и отчества, конфессиональной принадлежности, целях и задачах, возможной принадлежности к религиозной секте, иностранной религиозной организации или ее представительству, паспортных данных, адресе проживания, адресе (для проповедников) или территории (для миссионеров) проведения религиозной деятельности, а также о дате выдачи свидетельства и сроке его действия.
Статья 16. Все свидетельства подписываются председателем Экспертно-консультативного Совета либо его заместителем и заверяются печатью. Они являются основанием для деятельности религиозных сект, представительств иностранных религиозных организаций вне зависимости от наличия у них юридического статуса, а также основанием для деятельности отдельных проповедников и миссионеров на территории Ярославской области и предъявляются по первому требованию заинтересованных организаций и лиц.
Статья 17. Свидетельства о прохождении экспертизы вьщаются сроком на один год после уплаты денежного сбора:
- для религиозных сект и представительств иностранных религиозных организаций - в размере 50-кратного размера минимальной заработной платы на момент завершения экспертизы;
- для отдельных проповедников и миссионеров - в размере 25-кратного размера минимальной заработной платы на момент завершения экспертизы.
Статья 18. При отсутствии нарушений законодательства Российской Федерации и настоящего закона свидетельство может быть продлено на последующий срок без взимания сборов указанной величины.
Статья 19. При нарушении законодательства Российской Федерации и настоящего закона свидетельство о прохождении экспертизы может бьть отозвано без возвращения суммы сборов.
ГЛАВА IV.
Статья 20. Контроль за соблюдением настоящего Закона возлагается на Экспертно-консультативный Совет при Губернаторе Ярославской области, а также на правоохранительные органы.
Статья 21. В случае регулярных нарушений религиозной сектой, пред-ставительством иностранной религиозной организации, отдельным проповедником или миссионером настоящего Закона Экспертно-консультативный Совег оповещает об этом правоохранительные органы, отдел юстиции Правительства Ярославской области и отзывает свидетельсгво секты, представительства, проповедника или миссионера о прохождении экспертизы.
Статья 22. В случае эпизодического нарушения настоящего Закона религиозной сектой, представительством иностранной религиозной организации, отдельным проповедником или миссионером оно влечет за собой административную ответственность должностных лиц религиозных сект и представительств иностранных религиозных организаций, проповедников и миссионеров в виде штрафа в размере от десяти- до двадцатикратной величины минимальной заработной платы, налагаемого в судебном порядке.
ГЛАВА V.
Статья 23. Прекращение деятельности религиозных сект, представительств иностранных религиозных организаций, отдельных проповедников и миссионеров на территории Ярославской области осуществляется:
- по решению руководителей религиозных сект, представительств иностранных религиозных организаций, самих проповедников и миссионеров с обязательным уведомлением о прекращении деятельности Экспертно-консультативного Совета по делам религий при Губернаторе Ярославской области и возвращением выданного свидетельства;
- на основании судебного решения по представлению Экспертно-консультативного Совета либо правоохранительных органов в случае несоответствия и регулярных нарушений действовавшими религиозными сектами, представительствами иностранных религиозных организаций, проповедниками и миссионерами законодательства Российской Федерации и настоящего Закона;
- в иных случаях, предусмотренных действующим федеральным законодательством.
Статья 24. Распоряжение имуществом, нахолящимся в пользовании либо собственности религиозных сект, представительств иностранных религиозных организаций после прекращения их деятельности осуществляется в соответствии со статьей 32 Федерального Закона "О свободе вероисповеданий".
ГЛАВА VI.
Статья 25. Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования и действует на территории Ярославской области до принятия соответствующего федерального законодательства.
Губернатор Ярославской области
А.И.Лисицын
Примечание.
Закон был принят Государственной Думой Ярославской области первого созыва в целом (за основу) 20 февраля 1996 года. Окончательного утверждения в рамках работы Государственной Думы следующего, второго созыва не состоялось.